Прошел уже год, как я попал в образовательную систему, в связи с чем хотел бы поделиться опытом, кому стоит идти, кому не стоит и, главный вопрос, зачем идти.

Первое, от чего бы хотел отгородиться:

  • речь про образовательные системы, а не про курсы, в которых все от и до сделано одним человеком;
  • здесь конкретно мой опыт, он может быть противоположным вашему;
  • пожалуйста, не пишите комментарии вида: «а вот я проходил курс в ххх и там было бла бла бла» — мне не нужен спам. Если курс отличный, то в рекламе он не нуждается

Прежде чем идти дальше, предлагаю обсудить пару пунктов:

  • Платные курсы это в первую очередь бизнес.
    Бизнес всегда нацелен на получение прибыли. Это не хорошо ни плохо. Просто нужно понимать, что обучение не является самоцелью. Даже если курс будет полной лажей, но туда будут приходить люди и приносить деньги, то никто и пальцем не шевельнет, чтобы что то изменить.
  • Ценник не влияет ни на что. Ни на качество, ни на сервис, т.е. заплатите ли вы 500р или 100 000р, это не гарантирует ровным счетом ничего.
  • Количество важнее качества. Проще вернуть деньги одному недовольному, чем разбираться с ним. Если в целом есть набор, то никто не почешется что то менять в процессе.

Далее немного про иерархию. В курсе участвуют преподаватели, чаще всего их несколько. Так же есть методисты, кураторы, менеджеры и еще куча народу) У каждого своя роль, свои задачи.

К чему это все? К тому, что преподаватель не принимает решения по курсу, каким он будет. Да, его мнение имеет вес, но решения принимают совсем другие люди. Содержание курса, материалы, структуру могут разрабатывать совершенно разные люди. Довольно часто встречающаяся ситуация, когда курс сложен для новичков, но при этом бесполезен тем, кто владеет материалом выше базового уровня.

Теперь, попробуем разобраться зачем люди идут на курсы:

  • узнать что то новое;
  • трудоустройство
  • получить сертификат
  • получить мотивацию, потому что заставляют
  • познакомиться с единомышленниками
  • ???

Далее кто приходит на курсы:

  • полные новички
  • те, кто желает развиваться, но в начале пути
  • те, кто желает развиваться и имеет много опыта
  • собиратели сертификатов
  • те, кто пришел из смежных языков программирования

Попробуем скомбинировать всю полученную ранее информацию.

Какие проблемы могут быть у полного новичка:
Независимо от того, на кого нацелен курс. Основная проблема будет в том, что скорее всего у вас не будет не только основных знаний, но и смежных, которыми априори считается что вы должны владеть. Базово — настроить компьютер и среду разработки под себя, написать минимальный код, уметь что то состряпать для себя. Освоить гит. Скорее всего, на все эти пункты уйдет много времени. Но, если вы сразу схватитесь за курс, то просто не будете успевать и забьете.

Все курсы, которые я видел, нелинейные. Сразу за hello world вам будут давать материал намного сложнее. Возможно, что то из смежных направлений, например про алгоритмы или про то как устройство архитектуры, или что то аналогичное. Проблема в том, что каждая из этих тем, это отдельное направление, к которому ваш мозг должен быть готов. Чтобы все это зашло и осталось место в оперативке в мозгу, нужно чтобы самые элементарные вещи не вызывали у вас боль.

Ютуб, гугль полны информацией для начинающих. На мой взгляд для того, чтобы поднять базу с полного нуля до минималки информации более чем достаточно.

Как бы я рекомендовал действовать в этом случае. Ознакомиться со структурой курса. У любого курса должна быть программа курса, т.е. оглавление со списком тем. Просто берем каждую из тем и тупо смотрим видосы, читаем про эту тему самостоятельно. Нет цели стать гуру темы, нужно ознакомиться, понять в целом применимость, крайне желательно пописать код на эту тему. Например, если речь про базы данных, то хотя настроить минимально базу и поделать запросы.

Какие проблемы могут быть у тех, кто желает развиваться, но уже имеет много опыта.
Речь идет про опытных разработчиков, которые варятся в сфере давно.

Проблема проста, конверсия полученного материала в полезные знания будет крайне низкая, по моим скромным прикидкам 5-10%. Обидно за то, что именно эти студенты доходят до конца, посещают все лекции, выполняют все домашние задания, но 90% негативных отзывов о курсе также оставляют они. Причина банальна, ожидания не оправданы.

Что можно тут порекомендовать? Стоят ли те 5-10% материала вложенных сил — решать лично вам. Может случиться, что именно эти знания принесут вам результат на собеседовании. Но в целом, смотреть записи выступлений с конференций, чтение специализированных книг, на мой взгляд принесут больше пользы. Просто найдите своего гуру, который вас вдохновляет, слушайте его и учитесь.

Какие проблемы могут быть у тех, кто пришел с других языков программирования.
Тут хотелось бы тоже сделать ремарку. Если вы срочно меняете стек, то вы по адресу. В противном же случае, это бесполезно выкинутые деньги. Тут смысл простой, человек имеющий опыт других ЯП, пытается «натянуть» этот опыт туда, где совсем другие паттерны, совсем другие подходы.

В 100% случаев, что мне довелось видеть, эти люди не прогрессируют, начиная с первой по последнюю домашку, измений не видно. Очень частая реакция — «я так делал в языке ххх и тут буду так же делать» и плевать, что чтение файла вместо 2х секунд занимает 30.

Без юмора, перестроение мыслительного процесса это сложная задача, требующая времени и большого желания. Поэтому тут главная рекомендация, не заниматься решением задач, а копать вглубь, разобраться в мотивации того или иного подхода.

Если что то работает в одном ЯП, то это не означает, что оно будет также эффективно работать в другом, т.е. нужно разбираться именно с паттернами. Без этого вы ничего нового для себя не вынесете.

Собиратели сертификатов
Скажу честно, я тоже грешил этим. Исключительно мой опыт, но за все то время где меня собеседовали, всего один раз вскользь спросили, про курс по python.

Аналогично и в обратную сторону, я провел довольно большое количество собеседований в качестве собеседующего. Есть куча причин почему вам откажут или возьмут, но сертификат никогда на это не повлияет. Сертификат личная ачивка, ничего более.

Проблемы тех, кто желает развиваться, но в начале пути.
Имхо, это вроде бы единственная категория, кто по адресу и кому материал может быть полезен.

И тут довольно частая история, когда студент сталкивается с серьезной задачей, героически ее преодолевает и… бросает курс. И это прям очень очень частая история. Прикол в том, что таких задач обычно не так много.

Тут можно порекомендовать тактику постоянства. Лучше взять подсказку, задать вопросы одногрупникам, поискать решения в сети, но дойти до конца, чем сломаться на одной задаче и бросить полностью.

Есть замечательный курс «Программирование на С++» от Александра Смаля, который я проходил несколько раз и каждый раз открывал для себя как заново. В первый раз, откровенно подглядывал в решения, т.к. мозг был просто не готов к тем трюкам, которые предлагались в качестве решения, но все же я прошел его до конца и это очень сильно пригодилось. Когда я вернулся спустя долгое время, то не смог понять что же там сложного, весь материал зашел как по маслу.

Теперь некоторые лайфхаки, которые можно предложить в качестве основы для принятия решения, о том, подходит ли вам курс или нет.

  • Топ 1, что вы должны сделать — ознакомиться со структурой курса. Любой курс предлагает оглавление бесплатно. На этом этапе уже можно понять, подходит ли вам материал.
  • Если на какую то тему выделено 1 занятие, значит вам толком ничего не успеют рассказать, будет типичная ознакомительная вода, которую можно точно также посмотреть на ютубе
  • Поискать домашки на гитхабе или гитлабе. Не секрет, что гитхаб полон решений домашек, с условиями задачи. Сразу можно сделать выводы нужно ли это вам или нет.
  • Понять кто преподаватель. Тут есть нюансы, препод может быть супер профи, но не уметь объяснять. Или просто быть душным. Или обладать сильно устаревшими знаниями, которые не имеют ничего общего с реальностью. Читаем описание курса, идем на ютуб и ищем кто такой этот препод, нравится ли вам его подача
  • Дополнительно, можно поискать видео лекций в сети и понять для себя, оправдает ли курс твои надежды или нет
  • Не рекомендую принимать решения только по отзывам. Даже если они реальные, то вряд ли вчерашний студент, сможет объективно оценить пользу от курса.
  • Узнать как проверяются домашние задания. Как человек, проверивший довольно большое количество дз вручную, я всегда старался дать максимально полную и подробную обратную связь. Считаю вообще это самым ценным, что можно получить от курса, но можно получить и противоположный эффект — поверхностные отписки. На мой взгляд, на начальном этапе куда важнее большее количество задач, но с автоматической проверкой, чем пара задач, но с ручной.

Если вы уже взялись за курс

  • Ведите конспекты:
    Минимально — записывать на бумажку. Слушаем лекцию, делаем заметки, о чем была лекция, какие темы затрагивались, какие фишки были рассказаны. Все в виде кратких тезисов.
    Максимально — настоятельно советую, чтобы на выходе у вас появился какой то код в вашем репозитории, который использует материал из лекции.
  • Обязательно пишите код, изучили про базу данных — накидываем проект, пытаемся что то сделать для себя. Цель — столкнуться с проблемами, чтобы задать вопросы преподам на следующей лекции.
  • Делайте домашки. Цель домашки не в том, чтобы ее сдать. Цель столкнуться с проблемами и придумать их решение. Это максимально приближенная к работе ситуация.
  • Будьте проактивным, читайте, задавайте вопросы, это ваша возможность, вы именно за это и заплатили, раскачивайте чат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние комментарии
  • Загрузка...
Счетчик
Яндекс.Метрика